Утилизация медицинских отходов: что не так? (Часть 2)
Как работает инсинератор для утилизации медицинских отходов?
Технология инсинерации давно освоена промышленностью и метод технологического сжигания подробно регламентирован. В том же списке НДТ говорится, что инсинератор должен быть двухкамерным, с температурой сжигания 850ОС в камере сгорания и до 1200ОС в камере дожигания дымовых газов с обязательной двухсекундной экспозицией, при которой разрушаются супертоксичные выбросы. Далее, чтобы предотвратить вторичное образование пресловутых диоксинов, дымовые газы требуется резко охладить и прогнать через систему фильтров – так работает газоочистка.
К сожалению, сэкономить хочется всегда, и несмотря на то, что есть сугубо отечественные полнофункциональные варианты, например серийные инсинераторы утилизации медицинских отходов ЗАО «Безопасные Технологии» и некоторых других производителей, техника частенько выбирается только по цене – попроще и подешевле: бочку с трубой и положительной резолюцией экологической экспертизы. И тут возникает интересный законодательный казус.
Общее экологическое законодательство на медотходы не распространяется, а вот к методам их утилизации вполне применимо. Более того, упомянутый СанПиН 2.1.7.2790-10 предполагает переработку отходов класса Б в случае децентрализованной утилизации непосредственно на территории медучреждения. То есть во дворе больницы стоит адова печь, источая вполне закономерную вонь (рассматривается случай бочки с трубой). А как же санитарно-защитная зона?
А с 2018 года санитарно-защитная зона считается «от забора», а не «от трубы». То есть, внутри больницы эти требования как бы и не действуют, и, если ЦРБ стоит на пригорочке, в некотором отдалении от жилых кварталов, ничто не мешает запустить в ней процесс термического обезвреживания в любой посудине, лишь бы документы были в порядке. Пациенты потерпят, и вообще, COVID отбивает обоняние. Это горький сарказм.
Тут, конечно, возникает вопрос, как отличить хорошее оборудование от плохого, если документация на него одинаковая. Положительные заключения есть, ТУ защищены, все в порядке. К сожалению, никто разбираться не хочет, да и вряд ли сможет. Человек, далекий от техники, не способен понять, будут ли находиться дымовые газы в зоне дожигания требуемые 2 секунды и достаточной ли будет в ней температура. На промышленных выставках приходилось видеть инсинераторы, в которых мощная горелка била прямо в стенку с недостаточной огнеупорной изоляцией, тогда было понятно, что такая система не проработает и года. Но документация на них всегда в порядке, уж каким образом, сложно сказать.
Лучше ориентироваться на портфолио компании. Осведомиться у коллег, как работает купленная техника (учитывая, что на такой вопрос можно получить и «липовый» ответ, если инсинератор куплен и стоит, отходы подхораниваются на свалке, солярка списывается на сторону – есть и такие случаи). Повторяю, жизнь не бывает простой.
Какие ключевые принципы должен знать главный врач клиники относительно не просто утилизации медотходов, но и экологичного отношения к окружающей среде?
Может показаться, что информация из этой статьи – инструкция, как сэкономить деньги на экологической статье расходов ЛПУ, не сильно обидев государственные органы контроля. На самом деле, цель статьи – показать, что высокая цена надлежащей утилизации медицинских отходов законными и экологически правильными способами не взята с потолка и любые попытки ее сбросить неизбежно приводят либо к возрастающей нагрузке на окружающую среду, либо к прямому нарушению законодательства.
Если все же попытаться максимально, но законно сократить затраты, необходимо составить грамотную схему по обращению с медицинскими отходами, как того и требует СанПиН, и для этого вместо чесания затылка лучше нанять специалиста или соответствующую компанию. Этот документ является основным для лечебного учреждения в сфере отходов.
Законодательство в этой сфере пограничное. Что-то регулируется непосредственно СанПиН и производными документами (и это Росприроднадзор и Минприроды), а что-то – приказами Минздрава. Разобраться в этом «компоте» может только специалист-эколог.
Сегодня весь мир загнан в тиски безответственного потребления предыдущих десятилетий и возрастающего загрязнения окружающей среды, некоторые параметры которого уже приблизились к критическим.
Нужно ли специально обучение для медицинского персонала, чтобы отходы были правильно подготовлены для утилизации?
Конечно, есть же специальность «Сестринское дело», куда обязательно входят и разделы обучения по обращению с медицинскими отходами. Ну и, конечно, коллеги передают опыт.
Тенденции времени: как быть с медотходами
Первая тенденция настоятельно требует максимального сокращения расходов, вторая – максимального соответствия современным технологиям и законодательству. Это ситуация, в которой никто не хотел бы оказаться, но в которую попали все руководители медицинских учреждений, вовремя не озаботившиеся либо о приобретении собственных мощностей, либо о долгосрочном договоре с солидной утилизирующей медотходы организацией.
Утилизация медицинских отходов: что не так? (Часть 1)
Интервью «Утилизация медицинских отходов: что не так?» опубликовано в журнале «Журнал главного врача» (№11, 2020 год).
Эксперт: Ладыгин Константин Владимирович, управляющий партнер Промышленной Группы «Безопасные Технологии»
При использовании материала/любой его части ссылка на авторство и сайт (https://incinerator.ru/) обязательна.